Методологические основания реформирования юридического образования в Украине: научная парадигма и современный контекст

В статье исследовано современное состояние и определены методологические основы совершенствования практической подготовки юристов в условиях реформирования юридического образования путем установления особенностей правового регулирования юридического образования и его роли в системе государства, выявления основных проблем современного юридического образования, а также анализа зарубежного опыта практической подготовки специалистов в области права. В статье использованы общенаучные и специально-юридические методы научного познания, среди которых: сравнительно-правовой, философский и функциональный методы, диалектический и формально-юридический методы познания, метод анализа и синтеза. Установлено, что на сегодня профессиональная подготовка будущих специалистов в области права характеризуется диспропорцией между теоретическими знаниями и практическими навыками выпускников-юристов, что приводит к сложности в их адаптации к практической работе. Обосновано, что реформирование системы подготовки юристов путем повышения ее практической ориентированности, определения государственных нужд юридических кадров различных образовательных уровней, интернационализации высшего образования, внедрения новых специализаций в соответствии с потребностями различных сфер юридической практики, должно стать основой развития юридического образования в Украине. Акцентировано внимание на необходимости оптимизации системы подготовки юридических кадров преимущественно благодаря внедрению новых методов обучения, утверждению новых образовательных стандартов, с учетом соответствующего прогрессивного зарубежного опыта в этой сфере при сохранении накопленного опыта, традиций и принципов украинского высшего юридического образования, что обеспечит формирование у будущих специалистов устойчивых практических навыков правоприменительной деятельности. Установлено, что в условиях реформирования юридического образования, важным является установление таких требований к учебному процессу, которые обеспечили б овладение студентами не только минимальным объемом знаний, но и практическими навыками, ведь практическая подготовка студентов является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения степени образования. В частности, необходима переориентация содержания и направленности учебных работ соискателей юридического образования, которые должны быть ориентированными не только на повторение или воспроизведение теоретического материала, но и на решение специально разработанных практических ситуаций. Важным является также вопрос увеличения сроков прохождения практики и эффективного сотрудничества между учебными заведениями и работодателями. Повышение эффективности подготовки специалистов в области права путем пропорционального соотношения теоретического и практического наполнения учебного процесса на юридических специальностях направлено на модернизацию модели высшего юридического образования в Украине

Doi: 10.37635/jnalsu.28(2).2021.114-122