Парадигма реформирования высшего юридического образования в Украине в контексте практической подготовки студентов-практиков

Актуальность исследования обусловлена тем, что существует особый общественный запрос относительно качества правового образования, обеспечения соответствия содержания юридического образования современным требованиям рынка труда и задачам профессиональной деятельности юристов. Целью статьи является рассмотрение методологических, научно-теоретических, законодательных, образовательных, учебно-методических основ по практической ориентированности образовательного процесса по подготовке юристов как парадигмы реформирования высшего юридического образования и определения форм организации образовательного процесса, направленных на улучшение качества юридического образования. Методологическая база исследования сформирована с учетом философских, общенаучных и специально-научных методов научного познания. Предложены концептуальные подходы по внедрению в образовательный процесс высших юридических учебных заведений возможных учебно-методических форм организации практической подготовки студентов с учетом элементов Болонского процесса и формирования единого образовательного пространства с европейским вектором развития Украины. Рассмотрены методологические, научно-теоретические, организационно-правовые, учебно-методические основы к общему пониманию практической подготовки студентов юристов в образовательном процессе, ее функционального назначения в условиях осуществления реформы юридического образования как составляющей правовой реформы в Украине. Подчеркивается необходимость сохранения и дальнейшего развития фундаментального высшего юридического образования и сочетание его со сложившимися национальными и зарубежными доктринами права и практической ориентацией образовательного процесса как парадигмы реформирования юридического образования в Украине. Сделан вывод о том, что формирование практических навыков и умений у соискателя юридического образования происходит в образовательном процессе благодаря разнообразным формам учебно-методической организации образовательного процесса. В частности, рассмотрены особенности проведения практических занятий с использованием кейс-методов и решением казусов, а также бинарных занятий, прохождения практики, работы в юридической клинике, осуществления дуального образования, участия в судебных дебатах и тому подобное. Практическая ценность исследования заключается в том, что в статье доказано, что в образовательном процессе целесообразно хранить национальные традиции высшего юридического образования и вводить новые, прогрессивные формы организации образовательного процесса, направленные на повышение качества высшего юридического образования, которое соответствует требованиям рынка труда и вызовам, стоящих перед современным демократическим обществом, глобальным тенденциям развития и задачам профессиональной деятельности юристов в различных сферах

Doi: 10.37635/jnalsu.28(2).2021.140-149